Гиппиус
[Главная] [Древний мир] [Средние века] [Новое время] [Новейшее время] [Истории] [буКВарь] [БСЭ]

Детский лепет

ГИППИУС, ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА (1869–1945).

 

Я - зверь для русалки, я с тленьем в крови.
И мне она кажется зверем...
Тем жгучей влюбленность: мы силу любви
Одной невозможностью мерим.

 

Поэтесса, прозаик, литературный критик, Зинаида Гиппиус  родилась 8 (20) ноября 1869 в Белеве Тульской губернии  в семье юриста, обрусевшего немца. По матери – внучка екатеринбургского полицмейстера. Систематического (гимназического)  образования Гиппиус не получила, хотя с юности отличалась большой начитанностью, постигала науки самостоятельно. В 1881 году семья Гиппиус переезжает в Москву. В 1888 году она публикует  свои  первые стихотворения.

В 1889 Зинаида Гиппиус сочеталась  браком, скорее духовным, нежели плотским, с писателем и философом  Дмитрием Мережковским, отличавшимся крайним мистицизмом, и переехала с ним из Тифлиса на ПМЖ в Петербург, где годом раньше и состоялся ее поэтический дебют. В браке она играла скорее мужскую, главенствующую роль.   С мужем они прожили, по ее словам, “52 года, не разлучаясь... ни на один день”.  Хотя,  на ранних порах, они “разбавляли” семейную жизнь на троих с молодым писателеи Философовым.

  Преодолев некоторое  влияние С.Я. Надсона, достаточно заметное в ее ранних произведениях, Гиппиус после публикации Посвящения (1895), содержащего вызывающую строку: “Люблю я себя, как Бога”, становится в литературной жизни обеих столиц   олицетворением декаданса – “декадентской мадонной” Серебряного века, как ее идентифицировали. Этот образ сознательно и скрупулезно выстраивался самой Гиппиус,   тщательно продумывались все  используемые ею социальные и литературные роли.

В течение 15 лет на рубеже веков,  Гиппиус “примеривала” на себя множество образов, причем амплитуда ее метаний была довольно велика:  пропагандистка сексуального раскрепощения женщин, гордо несущая  “крест чувственности”,  о чем она писала в своем дневнике Contes  d”amour в 1893 г. В дневнике она пишет, что ей нравятся ухаживания,  она обожает целоваться, ибо поцелуи  уравнивают мужчину и женщину, ее тянет к мужчинам, но они же ее и отталкивают. Однако, собственно половой акт ее отталкивает, он “обращен  назад, вниз, в род, в деторождение”.

“в моих мыслях, моих желаниях, в моем духе – я больше мужчина, в моем теле я больше женщина. Но они так слиты, что я ничего не знаю”.   Затем Гиппиус идет все далее в  своих исканиях, становясь  противницей “учащей Церкви”, ибо “грех только один – самоумаление” (дневник уже за  1901 г.); в контексте  поисков своего пути в христианстве, она становится инициатором “Религиозно-философских собраний” (1901–1904), на которых разрабатывается программа “неохристианства”, огромную роль в ней играл  ее муж Мережковский (его тоже нещадно ругали в публицистике, эпиграммах и в общественной жизни “…Здесь мистицизмом накурил, и храбро б бездне пантеизма свой здравый  смысл он утопил”).  Немого устав от попыток соединить чувственность, религиозность и еще всяко разно, Гиппиус становиться поборником “революции духа”, то есть  для достижения истинного просветления, по ее словам, прежде всего,   должна произойти революция в одной, отдельно взятой голове, наперекор “стадной общественности”. С этим связываются и ее непрестанные поиски  своей сексуальной идентификации. Зинаида Николаевна  интересовалась  и проблемами андрогинности  и хлыстовства, с их попытками стирания граней пола.

Гиппиус  ее современники вряд ли считали  гетеросексуальной,  мало того, что ее проза, стихи, критические заметки имеют  явно лесбийскую направленность,  так ее еще   называли  скрытым     гермафродитом. Все ее стихи написаны от мужского лица, единственным “женским” стихотворением было обращение к Дмитрию Философову, в которого она была влюблена в 1899 году.  Она даже  самостоятельно форсировала события, пытаясь близостью преодолеть барьер между ней и гомосексуалистом Философовым, который открыто встречался и жил с Дягилевым. В Таормине, куда чета Мережковских  приехала  для просмотра фотографий фон Гледена, она и пыталась как-то определить их отношения. В 1905 г. происходит их разрыв, Философов просто сбегает от нее, “Зина, пойми…. Мне  физически отвратительны воспоминания о наших сближениях… И тут вовсе не аскетизм или грех… В моих прежних половых отношениях был свой великий позор, но абсолютно иной, ничего общего с  нынешним не имеющий… привязанность к плоти, только к плоти… Здесь же как раз обратное. При страшном  устремлении к тебе всем духом… у меня выросла какая-то ненависть к твоей плоти, коренящаяся в чем-то физиологическом”…  Угоразило же  бисексуалку влюбиться в гомосексуалиста. Кстати, для нее это не впервые, называли же их союз с Мережковским, браком лесбиянки и гомосексуалиста.

Искания  Гиппиус в то время не были одинокими, либерализм в общественной жизни сделал возможной бОльшую открытость гетеросексуальных отношений, зачастую беспорядочных браков и связей в богемной среде, привели они и к  большей лояльности к гомосексуальным отношениям, в  связи с чем в начале века многие открыто признавали свою нетрадиционную ориентацию, открыто проповедовали ее (Кузмин, Дягилев, Парнок и др.).

Дом Мурузи, занимаемый Мережковскими, становится меккой религиозно-философской и общественной жизни литературного Петербурга,  посещаемым практически всеми  молодыми творцами, тяготеющими  к символизму.

Однако непререкаемый   авторитет Гиппиус и ее, как признавали в общем-то все, основополагающая роль во всех начинаниях сообщества, сложившегося вокруг Мережковского, не могли полностью рассеять  неприязнь к  самой хозяйке этого салона, поскольку ее, и не безосновательно, современники считали высокомерной, нетерпимой, а ее психологические  эксперименты  над людьми постоянно провоцировали конфликты. В. Злобин, ее близкий друг и секретарь, издал впоследствии книгу о ней – “Тяжелая душа”.

Отношения  Гиппиус с А.А. Блоком,  который  дебютировал именно при ее содействии в журнале “Новый путь”,   впоследствии  привели к постоянной  конфликтности и расколу в среде символистов, вызванными   различием их представлений о сущности художественного творчества и о назначении поэта, ее непримиримостью и отрицанием самой возможности компромисса.

Собрание стихов, опубликованное в 1903 году  (второе Собрание стихов вышло в 1910 году) стало заметным событием в   поэзии России того времени. Иннокентий  Анненский  отметил  “мучительное качание маятника в сердце” как лейтмотив всего ее творчества, ее книга - “вся пятнадцатилетняя история нашего лирического модернизма”.   Яков Брюсов   преклонялся перед “непобедимой правдивостью”, с которой Гиппиус описывает  все изменения в  своей “плененной душе”.

 Гиппиус остается проповедником и рыцарем символизма и философских идей, близких к кружку Мережковского, и в своих критических статьях, которые подписывает Антон Крайний,   публикуясь в журналах “Весы” и “Русское богатство”,  лучшие статьи были ею отобраны для книги Литературный дневник,  вышедшей  в  1908 году.

 Гиппиус, надо отдать должное, принципиальна и бескомпромиссна  во  всем, она  весьма негативно оценивает общее  состояние русской художественной культуры, причем связывает это  с     кризисом  всех общественных идеалов,  отходом от  религиозных  основ. Призвание художника,   для Гиппиус -  в активном  воздействии на общественную жизнь,   причем, согласно взглядам самой Гиппиус и   Мережковского, для этого необходимо “охристианиться”,  что является единственной возможностью  возрождения духовности общества.  Ходасевич впоследствии писал о ее “своеобразном внутреннем борении поэтической души с непоэтическим умом”.

Эти же взгляды  содержатся и  в драматургии Гиппиус, в частности, в пьесе   Зеленое кольцо, 1916 г., в ее рассказах, которые составили пять сборников, и романе Чертова кукла (1911), где  описано крушение надежд на мирную эволюцию общества к лучшему и  на  прогресс. Особо активно  противодействовала Гиппиус, поддерживаемая сообществом Мережковского, взглядам, проповедуемым М. Горьким в своем кружке “Знание”, ополчась на его воинствующую   идею  классического реализма и прочее.

 Гиппиус   очень активно не приняла идеи октябрьского переворота 1917 года, категорично и непримиримо выступила  против классовых теорий, что отразила и в  Последних  стихах 1918), и в Петербургских  дневниках,  фрагменты которых опубликовала уже в эмиграции  на страницах газеты “Общее дело”:  трагическая гибель богоносной России,  духовное умирание и убийство нации, торжество красного зверя на руинах истории и государственности  целого народа. Она окончательно порвала со всеми, кто революцию принял: А. Блоком,  А. Белым, Я. Брюсовым.

   В годы эмиграции Гиппиус публикует свой последний сборник -  Сияния (1938), где излагаются ее взгляды на то, что поэт не может творить, оторванный от своих корней, вдали от России, книга вся пронизана тоской и одиночеством  “идущего мимо”, неприятием зла и жестокости, которые стали в ее глазах символами жизни советской России.  Она создает  общество “Зеленая лампа” (1925–1940), в котором, по ее идее,  должны были объединиться  все литературные  течения эмиграции, но неменяющийся непримиримый характер хозяйки  вновь создавал атмосферу многочисленных конфликтов.

После смерти Мережковского в 1941 году,  Гиппиус посвятила свои последние годы работе над   биографией  мужа, оставшейся неоконченной, которая была издана в 1951 году.

Умерла Гиппиус в Париже 9 сентября 1945 года.

 

[Древний мир] [Средние века] [Новое время] [Ахматова] [Байрон] [Гиппиус] [Парнок] [Цветаева] [Чайковский] [Новейшее время] [Истории] [буКВарь] [БСЭ]


Hosted by uCoz
SpyLOG