Берроуз
[Главная] [Древний мир] [Средние века] [Новое время] [Новейшее время] [Истории] [буКВарь] [БСЭ]

Детский лепет

БЕРРОУЗ, УИЛЬЯМ СЬЮАРДРодился 5 февраля 1914 в Сент-Луисе. Окончив Гарвардский университет (1936), сменил массу профессий – от дезинсектора, борца с  насекомыми, - до частного детектива, занимался также археологией и этнологией. Какое-то время жил в Англии, Мексике, Северной Африке.

В 1944 пристрастился к морфию, (по другим сведениям – героину, “джанки”), 15 лет был наркоманом, в связи с чем неоднократно имел проблемы с законом и его представителями.

В 1951 году  Берроуз в результате  трагического случая убил свою жену, через это потрясение он и пришел к писательству. В 1953 вышла в свет его   биография "Джанки: исповедь законченного наркомана",   сделавшей его  битнической иконой.

В  этом его первом романе На игле (Junkie, версия названия, 1953) достаточно достоверно, как говорят спецы, описан образ жизни наркомана Билли Ли, “балующегося” как зельем, так и гомопохождениями с “разноцветными” мальчиками. Причем, приняв “дозу” и пропутешествовав по чужим телам (и в буквальном, и в переносном смыслах… и в том, о чем Вы подумали, - тоже), он досконально запечатлевает отчеты о пройденных этапах грехопадения.

Этот человек   нонконформист буквально во всем: иследование  множества социальных проблем, считавшихся “закрытыми” - наркомания и гомосексуализм, секснасилие и преодоление языковых запретов, а еще -  расширение сознания с помощью наркотиков и прочих химических чудес (не забыть бы, что книжки-то писались не в наше довольно толерантное времечко, а в пуританские 50 – 70 годы двадцатого столетия).

Самая известная книга Берроуза Голый завтрак (“Обед нагишом”) (Naked Lunch, 1959) – характерная и довольно привычная для писателя  фантасмагория насилия, состоящая из довольно грубых, точнее уж слишком реалистичных, на вкус неискушенного читателя,  описаний, которые сопряжены в духе сюрреализма и “свободно” скомпонованы в калейдоскопической манере, причем это его действительная находка, - путем “дефрагментации” текста, перестановки его некоторых частей изобразить изменяющееся под воздействием “дури” сознание. Книга получила известность, которую тут же объявили “скандальной”. Защитники Берроуза уподобляли его Дж. Свифту в том плане, что, “живописуя мерзости, он тем самым вершит суровый моральный суд” (А чё, очень веселый комментарий, тож, чай, имеет право на существование!).

В поздних романах Берроуза метафора наркотической зависимости как средства подчинения человека, облечена в форму научно-фантастического сюжета о группе “нова” – инопланетянах, которые стремятся погубить человечество, насаждая запретные, входящие в привычку наслаждения. С конца 1960-х годов Берроуз вообще начал экспериментировать с формой: дробить предложения и менять местами фрагменты, дабы создать новые образы и освободиться от “подчинения” принятым нормам повествования. Глупо, конечно, вслед за  всякими “фундаменталистами” считать его “аппологетом наркомании и гомосексуализма”, но и идеализировать  сего гения не резон; человек шел своим путем к пониманию себя и окружающего его мира. 

Берроузу принадлежат также романы Истребитель (The Exterminator, 1960), Машина размягчения (The Soft Machine, 1961), Билет взорвался (The Ticket That Exploded, 1962), Нова экспресс (Nova Express, 1964), Дикие парни (The Wild Boys, 1971), Истребитель! (Exterminator!, 1973), Мертвые дороги (The Place of Dead Roads, 1984), Гомосек (Queer, 1986).

 В этом году ему исполняется 90 лет. Повод выпить…

 

[Древний мир] [Средние века] [Новое время] [Новейшее время] [Берроуз] [Истории] [буКВарь] [БСЭ]


Hosted by uCoz
SpyLOG