Микеланджело
[Главная] [Древний мир] [Средние века] [Новое время] [Новейшее время] [Истории] [буКВарь] [БСЭ]

Детский лепет

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475–1564), родился 6 марта 1475 г. в семье флорентийцев в Капрезе. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации, несколько столетий эта фамилия числилась  среди наиболее почетных семейств города, чем очень гордился художник. Семья поселилась во Флоренции; ее материальное положение было скромным. Мать гения умерла рано, ему только исполнилось шесть лет. И впоследствии Микеланджело всю жизнь заботился о своем отце и четверых братьях. Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Гирландайо. Здесь он познакомился с основными техниками рисунка, однако,  тяготел к скульптуре.

Вскоре Микеланджело начал работать над скульптурами для коллекции Медичи и привлек внимание Лоренцо Великолепного, банкира и правителя Флоренции, славившегося меценатством. В 1490 он поселился в палаццо Медичи, окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Здесь были поэты, филологи, философы, комментаторы, такие, как Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола, и оставался там до смерти Лоренцо в 1492. Лоренцо Медичи.

Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили источником вдохновения и терзаний Микеланджело в его дальнейшей жизни, в частности противоречие между христианским благочестием и языческой чувственностью. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – “Платоновская теология о бессмертии души”); что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Физическая красота, воплощенная в человеческом теле, является земным проявлением красоты духовной. Телесная красота может прославляться, однако этого недостаточно, ибо тело – тюрьма души, которая стремится вернуться к своему Создателю, но может осуществить это только в смерти. Согласно Пико делла Мирандола, в течение жизни человек обладает свободой воли: он может вознестись к ангелам или погрузиться в бессознательное животное состояние. Молодой Микеланджело находился под воздействием оптимистической философии гуманизма и верил в безграничные возможности человека.

По свидетельству современников, Микеланджело отличался страстным характером, однако намекают, что он старался избегать сексуальных контактов как с мужчинами, так и с женщинами. То ли это был поиск недостижимого идеала, то ли несколько скандальных историй на гомосексуальную тему (его даже шантажировали пару раз) научили его осторожности,  однако художник не афишировал свои пристрастия, какими бы они не были. Однако  в скульптурах, рисунках, сонетах явное предпочтение отдается мужскому началу, и любовные вирши предназначены услаждать мужской слух. Недаром один из  родителей,  приведший ему в выучку своего сына, предложил использовать мастеру его услуги и днем – в качестве подмастерья, и ночью -… Однако художник, якобы отказался с негодованием.

К 25 годам, побывав во многих местах Италии, поскольку он уехал их Флоренции в связи с  наступлением французских войск,  создав несколько  скульптур,  он вернулся во Флоренцию в расцвете всех возможностей, которыми может обладать скульптор. Кстати, создав одно из самых интересных своих произведений – Пьету (сцена Оплакивания Христа) – на библейские мотивы о распятии Спасителя,  на облачении Богоматери Микеланджело в первый и последний раз вырезал подпись: “Микеланджело, флорентиец”. Он сделал это якобы потому, что его работы приписывали более зрелым и известным мастерам.

 В результате вторжения французов в 1494 Медичи были изгнаны, и на четыре года во Флоренции установилась фактическая теократия проповедника Савонаролы. В 1498 в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола Савонарола и два его последователя были приговорены к сожжению на костре. Эти события во Флоренции непосредственно не затронули Микеланджело, однако вряд ли они оставили его равнодушным. На смену вернувшемуся Средневековью Савонаролы пришла светская республика, для которой Микеланджело создал свое первое крупное произведение во Флоренции, мраморную статую Давида (1501–1504, Флоренция, Академия). Колоссальная фигура высотой 4,9 м вместе с основанием должна была стоять у собора.

Образ Давида был традиционен во Флоренции. Донателло и Верроккьо создали бронзовые скульптуры юноши, чудесным образом поразившего великана, голова которого лежит у его ног. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Давид стоит с переброшенной через плечо пращей, сжимая в левой руке камень.  Хотя по идее Давид – победитель, Микеланджело изобразил его достаточно хрупким, нежным юношей. Впервые со времен античности статуя обнаженного героя была выставлена на главной площади города.

Возможно, при участии Макиавелли в эти же годы был задуман еще один крупный государственный проект: Леонардо да Винчи и Микеланджело было поручено создать две огромные фрески для зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине. Сохранились только копии картона Микеланджело Битва при Кашине. На нем была изображена группа солдат, бросающихся к оружию в то время, как на них внезапно напали враги во время купания в реке. Сцена напоминает Битву кентавров; на ней изображены обнаженные фигуры во всевозможных позах, которые представляли для мастера несомненно больший интерес, чем сам сюжет. Вероятно, картон Микеланджело пропал около 1516; согласно автобиографии скульптора Бенвенуто Челлини, он был источником вдохновения, а возможно и более глубоких переживаний, для многих художников.

Взошедший на клерикальный престол пап Юлий предоставил ему множество заказов, в частности – мраморную гробницу со скульптурными композициями (работа, растянувшаяся на десяток лет), и роспись потолка Сикстинской капеллы, которую мастер создал  из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В   основании росписи также размещены сцены. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия.

 Фигуры обнаженных, обрамляющие сцены, явно свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство: взятые вместе, они представляют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в Битве кентавров, и в Битве при Кашине. Микеланджело не был склонен к спокойному изображению человеческого тела, но предпочитал  экспрессию, когда в невероятном  напряжении каждой мышцы высвечивается и мощь духа, его сопротивления напору извне.

Годы между 1515 и 1520 были временем крушения планов Микеланджело. На него оказывали давление наследники папы Юлия, и одновременно он служил новому папе из рода Медичи. В 1516 он получил заказ на оформление фасада семейной церкви Медичи во Флоренции, Сан Лоренцо. Микеланджело провел много времени в мраморных каменоломнях, но через несколько лет договор был расторгнут. Возможно, в это же время скульптор начал работу над статуями четырех рабов (Флоренция, Академия), оставшимися незавершенными, вновь воспевавшими красоту сильного мужского тела.

Также и со скульптурной композицией, посвященной Лоренцо Медичи, который изображен задумчивым и созерцательным, и его убитому во время восстания брату  Джулиано,  который, напротив, напряжен; он держит в руке жезл полководца, а расположенные под ним Ночь и День – мощные мускулистые фигуры, дышащие молодой силой, но  скорчившиеся в мучительном напряжении,  которые еще более подчеркивают    потенциал к действию.

Приблизительно в 1530 Микеланджело создает небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло), вновь подчеркивая свои пристрастия к женственности в образе мужественности,  и скульптурную группу Победа, также изображавшую гибкую изящную  фигуру  из полированного мрамора, поддерживаемую  фигурой старика.

В 1534 Микеланджело переехал в Рим, где папа Климент VII, а затем и сменивший его Павел  III заказали ему    огромную  композицию Страшного суда, которую Микеланджело представляет   как овальный водоворот нагих  мускулистых тел, борьбу света и тени на рвущихся от напряжения мышцах.

С конца 1540-х годов до 1555 Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (вторая). Мертвое тело Христа держит св. Никодим и с двух сторон поддерживают Богоматерь и Мария Магдалина. Возможно, голова св. Никодима была еще одним автопортретом старого Микеланджело, а сама скульптурная группа предназначалась для его надгробия. Обнаружив трещину в камне, он разбил работу молотком; позднее она была восстановлена его учениками.

В 57 лет, по тогдашним меркам – глубокий старик, - Микеланджело влюбляется в ослепительную юность 23-летнего дворянина де Кавальери, в мечту, которой не суждено было сбыться, в том числе и из-за сословных, и возрастных различий. Стареющий маэстро дарил юноше свои рисунки, посвящал стихи, всячески идеализируя свой прекрасный источник вдохновения…

За шесть дней до смерти Микеланджело работал над вторым вариантом Пьеты. Одинокая Богоматерь поддерживает мертвое тело Христа, воплощая  трагическое единство матери и сына, как в миг рождения, когда они один на один, так и в момент ухода сына. Тело Иисуса  изображено настолько исхудалым, что не остается никакой  надежды на возвращение жизни.

Микеланджело умер 18 февраля 1564. Его тело было перевезено во Флоренцию и торжественно погребено, а сплетни, как вороны, кружатся  над его прахом и поныне...

[Древний мир] [Средние века] [Караваджо] [Ленардо да Винчи] [Микеланджело] [Новое время] [Новейшее время] [Истории] [буКВарь] [БСЭ]


Hosted by uCoz
SpyLOG