|
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452–1519).
Леонардо, великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения, родился в городке Винчи, к западу от Флоренции, 15 апреля 1452. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки; воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование в чтении, письме и счете. В 15 лет Леонардо был отдан в ученики к Андреа дель Вероккьо.
В 1472 Леонардо вступил в гильдию художников, пишет множество набросков и эскизов, однако – чаще всего неоконченные, а также Портрет Джиневры деи Бенчи и Мадонна Бенуа (Санкт-Петербург, Эрмитаж), которой предшествовала серия крошечных набросков Мадонны с Младенцем, законченными во Флоренции. Неоконченный Св. Иероним, очень близкий по стилю к Поклонению волхвов, также может быть датирован временем около 1480. Эти картины одновременны первым из сохранившихся набросков военных механизмов.
Получив образование художника, но стремясь быть военным инженером, Леонардо бросил работу над Поклонением волхвов и устремился на поиски новых задач и новой жизни в Милан в 1482, где написал несколько картин и знаменитую фреску Тайная вечеря, где при помощи иллюзионистических средств расширил реальное пространство зала в область живописного пространства, с высоким столом, за которым сидят Христос и апостолы. Он изобразил тот момент, когда Христос сказал: “Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня”, как психологический взрыв. Христос – центр композиции, вокруг которого собирается буря эмоций.
Тогда же Леонардо начал испытывать свои проекты уже как архитектор-проектировщик, анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи, которого занимала не только теория и практика живописи, но и анатомия, математика и полет птиц, и еще многое и многое.
Творчество маэстро не носит такого отпечатка явного предпочтения женской или мужской натуры, как у многих его современников или более поздних мастеров, его произведения многие считают асексуальными… Как и сам художник, его произведения скрытны, их сексуальность потаенна, но оттого производит не менее острое впечатление….
Итак, великий изобретатель и математик стремился быть военно-инженерным гением, но первым заказом, который он получил в Милане в 1483, было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия – Мадонна в гроте. Коленопреклоненная Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подернутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись – это наука. Как видно из рисунков, одновременных картине, он основывался на тщательных наблюдениях геологических явлений. Это относится и к изображению растений: можно не только отождествить их с определенным видом, но и увидеть, что Леонардо знал о свойстве растений поворачиваться к солнцу. В середине 1480-х годов Леонардо написал картину Дама с горностаем (Краковский музей), которая, возможно, является портретом фаворитки Лодовико Сфорца Чечилии Галлерани. Красота Дамы с горностаем разительно контрастирует с гротескными набросками уродов, в которых Леонардо исследовал крайние степени аномалий строения лица. В Милане Леонардо начал делать записи; около 1490 он сосредоточил внимание на двух дисциплинах: архитектуре и анатомии.
Возвратившись во Флоренцию, он и Микеланджело, гении-соперники, созданили огромные батальные композиции для палаццо делла Синьория.
В 1516 Франциск I, французский король, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары, и где его основным занятием была почетная должность придворного мудреца и советника, по словам Бенвеннуто Челлини. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.
Возможно, черпая вдохновение у своего друга Луки Пачоли (ок. 1445–1517), для книги которого О божественной пропорции (1509) Леонардо сделал несколько иллюстраций, он выстроил композицию фрески по системе пропорций, аналогичной соотношениям музыкальных интервалов; эта идея впоследствии легла в основу творчества архитектора Андреа Палладио.
Деятельность Леонардо в первое десятилетие 16 в. была столь же разнообразной, как и в другие периоды его жизни. Несмотря на увлечение математикой, он продолжал заниматься живописью. В это время была создана картина Мадонна с Младенцем и св. Анной, и около 1504 Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной Мона Лиза, портретом жены флорентийского купца. Одухотворенные руки Моны Лизы так же прекрасны, как легкая улыбка на ее лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали. Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретация принадлежит 19 веку. Более вероятно, что для Леонардо эта картина была наиболее сложным и удачным упражнением в использовании сфумато, а фон картины – результат его исследований в области геологии. Вне зависимости от того, был ли сюжет светским или религиозным, пейзаж, обнажающий “кости земли”, постоянно встречается в творчестве Леонардо. Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины Леда на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами. Однако из всех наук его более всего интересовали анатомия и военное дело.
Но это – из наук, ведь гениальный во многих областях Леонардо да Винчи был также и простым смертным, не чуждым простых человеческих радостей… Да Винчи тщательно оберегал свою личную жизнь от постороннего внимания, однако слухи все же ходили и о нем, практически безгрешном. Сведений о том, что у него были близкие, ну, пусть хоть по духу, женщины, - не имеется. некто из его современников писал, что да Винчи любил исключительно мальчиков – подростков не старше 15 лет, возраста эфебов, то есть являлся бойлавером. Однако также имеются сведения о том, что художник ничего не имел против продажной любви и с юношами постарше. Его имя было в списке постоянных клиентов некоего флорентийского проститута Сантарелли, в отношении которого было даже возбуждено уголовное преследование, правда, клиенты к ответственности за педофилию и прочее – не привлекались. Многие годы его учеником, слугой, подмастерьем и еще многим и многими в одном лице был хорошенький юноша, с которым маэстро познакомился еще в Милане, - Салаи, который, впрочем, впоследствии убёг от Леонардо. Мастер был не обидчив, или парень оставил много приятных впечатлений, но да Винчи наделил Салаи, которого не раз ловил за руку на “горячем”, в том числе и кражах, крупную сумму денег.
После этого да Винчи пригрел в своем дому юношу благородного происхождения – Мельци, но каковы конкретно между ними строились отношения, точно утверждать историки затрудняются. Вполне возможно, что отношения между ними были сыновье-отеческими, учитывая уже преклонный возраст мастера….
|