Детский лепет
ГАРМОДИЙ И АРИСТОГЕЙТОН (Афины, 5 век до нашей эры). Это двое молодых людей, которые якобы, по не совсем верным представлениям последую-щих поколений, сыграли основную роль в избавлении Афин от тирании и введении демократическо-го правления. Однако историк Фукидид имел свою точку зрения на это дело. Он писал, что находившие-ся в гомосексуальных отношениях Гармодий и Аристогейтон организовали заговор, желая убить правивших городом сыновей тирана Писистрата - Гиппия и Гиппарха, и, прежде всего из-за того, что Гиппарх пытался соблазнить хорошенького юного Гармодия. А, кроме того, ходили слухи, что эти двое мальчиков – мажоров (в смысле, сыновья Писистрата) публично оскорбили сестру одного из влюбленной парочки, намекая на пассивную роль ее брата в этих взаимоотношениях. В Греции гомосексуальные отношения не преследовались, одна-ко чаще всего они носили характер «педагогического эроса», когда более взрослый и опытный эраст вроде как «брал на воспитание» более юного эромена, то есть гомосексуальные связи пред-полагались между юношами – эфебами и старшими товарищами, свободными гражданами полиса. Рецептивная роль могла быть только у мальчика и не допускалась для зрелого мужа. Но Гармодий и Аристогейтон так любили друг друга…Итак, после смерти Писистрата, его сыновья Гиппий и Гиппарх правили совместно. Власть принадлежала Гиппию как старшему, а Гиппарх покровительствовал искусствам, следуя примеру отца. На день празднества Панафинеских игр в 514 году и было назначено убийство тиранов. Однако Гармодий с Аристогейтоном смогли убить одного только Гиппарха, младшенького, а его брат избежал смерти, и стал преследовать тираноубийц. Точнее, Гармодий погиб, так сказать, «на месте совершения преступления», а Аристогейтону удалось скрыться, но ненадолго. Вскоре он был схвачен людьми Гиппия, и после пыток казнен в назидание всем. Однако к тому времени тирания всем уже надоела, Писистрат и его сыновья не устраивали жителей полиса, и афиняне усматривали в убийстве Гиппарха патриотический подвиг, а в убийстве Гармодия и Аристогейтона – наоборот, злобствования тирана. В ответ на убийство родного брата, Гиппий перешел к репрессиям, что оттолкнуло от него его сторонников-демократов. В 511 году Гиппий разбил вторгшихся в Аттику спартанцев, но год спустя спартанцы явились вновь и осадили Акрополь. Они захватили детей Гиппия, и ради их спа-сения тиран согласился на условия победителей, - отправиться в изгнание. Он обосновался в Сардах при дворе персидского сатрапа. Располагая значительной поддержкой в Афинах среди демократов тоже, Гиппий не оставлял попыток вновь вернуться в Афины и захватить власть. Когда Дарий отправился в поход на Грецию, Гиппий был его союзником и даже играл активную роль в битве при Марафоне в 490 до н.э. Умер Гиппий в том же году на Лесбосе, по пути в Малую Азию. Чтобы все помнили, какой ценой было заплачено за демократию, скульптору Антенору в 506 г. заказали статуи тираноубийц, которые впоследствии были установлены на агоре, что было первым случаем установления памятника конкретным гражданам за конкретные гражданские дея-ния. В Греции долгое время существовал культ Гармодия и Аристогейтона, как символ героико – романтической мужской любви, положенной в жертву на алтарь освобождения Родины от тирана (хотя мы видим, что все было не совсем чтобы именно так). Особенно этот культ был популярен среди гомосексуальных пар, рядом с их гробницей регулярно совершались жертвоприношения, устраивались игры и состязания юношей, приносились любовные клятвы и давались обеты. В 480 до н.э. Ксеркс увез статуи в качестве военной добычи, однако впоследствии они были возвращены в Афины. Также были созданы известные по копиям статуи работы скульпторов Крития и Несиота.