АНАКРЕОНТ (ок. 570 – ок. 485 до н.э.), древнегреческий лирический поэт, родился в Теосе, но переселился затем в Абдеры. Анакреонт вскоре получил приглашение от тирана Самоса Поликрата (вспомните, хотябы про его перстень, который он все время выбрасывал, чтобы якобы “случайной” потерей умилостивить судьбу, а кто-нибудь его находил и приносил как назло. Размер состояния Поликрата, и все, что с этим связано очень понравились Анакреонту. Когда в 522 до н.э. Поликрат умер, Анакреонт перебрался в Афины, тоже ко двору тирана. Время и место смерти Анакреонта неизвестны. Считается, что Анакреонт прожил 85 лет.
Во всех своих произведениях, состоявших из трех книг лирических песен, одной книги ямбических и одной книги элегических стихотворений, Анакреонт охотно воспевает прелести как девушек, так и юношей, точнее, - мальчиков. Когда его спросили, а чего это он вместо богов поет о любви к пацанам, он гордо ответи: “Они – мои боги”. Среди лирических сочинений, помимо гимнов и хоровых песен, исполнявшихся девушками, были также любовные песни и стихотворения, содержавшие жалобы на скоротечность молодости и быстрый приход старости. И правда, только как следует влюбишься в парнишку, а годы летят, и – был ли мальчик… Очень личные интонации встречаются в ямбических сочинениях, он описывает чувства - страсть и жажду обладания, ревность, поучения, наставления к конкреным юношам…
Клеобула, Клеобула я люблю,
К Клеобулу я как бешеный лечу,
Клеобула я глазами проглочу…
Один из поэтических приемов - обращение к “фракийскому жеребенку” (в переводе Пушкина он стал “кобылицей молодой”), строптивость которого нуждается в укрощении. То есть мальчик – вроде необъезженного жеребенка, который жаждет власти обладания им опытного наездника. Еще одно стихотворение среди ямбов – довольно злой выпад против одного из граждан, “перебившего” возлюбленного. В своем творчестве Анакреонт – наследник Алкея и Сафо, лирических поэтов, происходивших с Лесбоса, однако тон его светский, остроумный, часто насмешливо-ироничный. Особенно известны строки о застольных излияниях, где царила свобода нравов, флирт разных степеней легкости и фривольность. Анакреонт оказал некоторое влияние на Горация, но большая популярность поэта в Европе, в 17–18 вв., восходит именно к псевдоанакреонтической поэзии, где, взяв его за образец, почитатели пошли намного далее его, уж совсем близко к порнографии. В русской литературе имеются Анакреонтические песни Державина, бывшего самым разнатуральным натуралом, но тоже любившего повеселиться в застолье.
|