|
АРИСТОФАН (ок. 450 – ок. 385 до н.э.), древнегреческий комедиограф, представитель аттической комедии, единственный, чьи произведения дошли до нас не только во фрагментах. Даты его рождения и смерти точно не известны, однако они с определенной степенью надежности устанавливаются по указаниям, имеющимся в его произведениях, а также по другим источникам. У Аристофана было по меньшей мере два сына, но возможно - четверо сыновей. В античности некоторые авторы утверждали, что он появился на свет на Эгине, на Родосе или даже в Египте, однако сохранившиеся надписи свидетельствуют о том, что Аристофан был полноправным гражданином Афин. Аристофан написал сорок четыре комедии, авторство четырех из них оспаривается, из них до нас дошло одиннадцать. О внешности Аристофана известно только, что он был лыс. Писать комедии Аристофан начал совсем молодым человеком. Для комедий характерна необузданная политическая сатира. Древняя комедия, жанр, доведенный до совершенства Аристофаном и двумя его главными соперниками, Эвполидом и Кратином, по-видимому, возникла из объединения традиционных народных развлечений, таких, как мимы, импровизированные фарсы и деревенские песни, со старинным культом плодородия в честь Диониса. В древней комедии господствуют непристойность, злободневность, чрезвычайно грубые личные и политические выпады. Комедиографы пользовались ничем не ограниченной свободой слова, и даже выдающиеся деятели не были ограждены от поношений. С другой стороны, поэтов все же иногда настигала кара: так, сообщается, что Алкивиад ответил на сатиру тем, что столкнул Эвполида в море. Клеон, в то время одно из первых лиц в государстве, избрал более умеренный способ сведения счетов, подав на Аристофана жалобу в Совет. Одна из комедий – “Облака” была признана настолько откровенной, что советовалаи не брать с собой на просмотр замужних женщин и подростков, дабы, значит, не травмировать неокрепшие души и умы. Тем не менее произведения Аристофана не запрещались. Сцены, излагающие сюжетную канву, перемежаются и оживляются грубоватым фарсом, песнями, то нежно-лирическими, то грубо непристойными, исполняемыми хором. Гораций (Сатиры I 4) ностальгически упоминает Аристофана как поэта, пользовавшегося полной свободой слова, однако позднейшие авторы почти не говорят о нем, несмотря на величайшую славу, которая окружала его при жизни.
В Аристофане обычно усматривают сознательного моралиста, последовательного сторонника мира и социального реформатора, что возможно и не совсем правда. В его ненависти к Клеону больше личной антипатии. Две другие его мишени, Сократа и Эврипида, обычно приводят в пример, иллюстрируя противодействие, которое он оказывал новаторству первого в области образования, а второго – в трагической поэзии. Однако, если судить по Пиру Платона, Аристофан был приятелем Сократа. Обновленная трагедия Эврипида несомненно давала превосходный материал для пародии, однако в Лягушках Аристофан столь же мастерски пародирует своего любимого Эсхила. И вообще трудно назвать греческого поэта, которого бы он не пародировал.
Так же как и многие его современники, Аристофан увлекался юношами, о чем имеется достаточно свидетельств его современников, вероятно, в целях педагогического эроса и правильного сексуального воспитания подрастающего поколения. Хотя и женщины в его комедиях выглядят очень реалистичными, - достаточно вредными, жадными, в общем – все как на самом деле. А вот молодые люди довольно сильно опоэтизированы…
|