Детский лепет

Чайковский
[Главная] [Древний мир] [Средние века] [Новое время] [Новейшее время] [Истории] [буКВарь] [БСЭ]

ЧАЙКОВСКИЙ, ПЕТР ИЛЬИЧ (1840–1893). Родился 25 апреля (7 мая) 1840 в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера И.П. Чайковского и Александры Ассиер.

Гомосексуальность  Петра Ильича, которую разделял и  его младший брат Модест (он, кстати, написал одну из первых биографических книг о своем брате, в трех томах, в начале прошлого века), была вроде “семейной” традиции, и проявилась у мальчиков уже в младшем возрасте. Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после ранеей  смерти любимой матери (1854). В детстве он получил домашнее воспитание, а затем - два года занимался в пансионе, после чего поступил в петербургское Училище правоведения (1852). Указанное училище также отличалось гомосексуальными традициями, известен случай изнасилования старшеклассником ученика младших классов, впрочем, дело замяли. Гомосексуальные связи в школе были нередки, обучавшийся там же известный поэт  А.Н. Апухтин (1841-1893), близкий друг Петра Ильича, не скрывал своих наклонностей ни во время обучения, ни в течение последующей жизни.

Окончив училище в 1859, будущий великий композитор-романтик стал чиновником Департамента юстиции. С 14 лет начал проявлять склонности к композиции, в 1860 опубликовал романс на итальянский текст и тогда же,  попутешествовав по Западной Европе (1861), решил заняться музыкой уже профессионально. В 1862 он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию, оставил госслужбу, и полностью посвятил себя занятиям музыкой. В этом же году Чайковский и Апухтин оказались замешаны в гомосексуальный скандал в ресторане “Шотан”, и по словам братца – Модеста “обесславлены на весь город под названием бугров” (“бугор” – от искаженного французского – “bougre”, означавшее “содомит, мужеложец”. Сведения почерпнуты из  потрясающей и очень информативной  книги И.С. Кон  “Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре”. Москва. - Олимп. 2003.). Слухи о его нетрадиционности проникли даже в печать. За  время обучения Петр Ильич создал несколько произведений, в том числе увертюру Гроза по одноименной пьесе А.Н. Островского и кантату К Радости на стихи Ф. Шиллера.

В 1866 г., после окончания консерватории, он был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию. Среди его знакомых было  много явных гомосексуалов, хотя он всю жизнь  стеснялся “своей несчастной склонности”, в связи с чем о его личной жизни  известно немного.

Так, известна его нежная связи с французской певицей Дезире Арто, однако союз не удался.

В  1877 начинается загадочная дружба Чайковского с Надеждой фон Мекк, вдовой, обладательницей огромного состояния, обожавшей музыку вообще и в особенности музыку Чайковского, в течение многих лет поддерживавшей композитора, но не желавшей с ним встречаться. В этом же году состоялась женитьба Чайковского на его горячей поклоннице - Антонине Милюковой. Чайковский, как было достоверно известно современникам,  имел гомосексуальные наклонности, причем испытывал по этому поводу глубокое чувство вины; в 1876 он говорит в письме к брату о своем решении жениться или вступить в открытую связь с женщиной,  и тем самым заткнуть рты сплетникам. Последствия оказались ужасными: Чайковский попытался покончить с собой, но так и не сумев сделать этого, срочно уехал от жены. Чайковский много лет обеспечивал Милюкову, но никогда более не встречался с ней; она умерла в 1917, последние два десятилетия своей жизни провела в приюте для умалишенных. “Я знаю теперь по опыту, что значит мне переламывать себя и идти против своей натуры, какая бы она ни была”.

Зиму 1877/1878 Чайковский прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил два шедевра – Четвертую симфонию и оперу Евгений Онегин. Надежда фон Мекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год (ее выплата была прервана внезапно в 1890), что позволило ему оставить педагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве.

После описанных событий жизнь Чайковского потекла по прежнему руслу. “Только теперь, особенно после истории с женитьбой, я наконец начинаю понимать, что ничего нет бесплоднее, как хотеть быть не тем, чем я есть по своей  природе”.

“Склонности” Петра Ильича усугублялись еще и тем, что ему нравились не просто мужчины, а мальчики-подростки, преимущественно пубертатного возраста, то есть он, говоря современным языком, был “бойлавером”. Свою “свиту” из юношей-музыкантов, поклонников его многочисленных талантов, он любовно называл “четвертой сюитой”.

Несмотря на то, что великий композитор считал свою ориентацию  неправильной, подвергался нападкам общества, его дневники и переписка цензурировались его родными, - он полностью  и адекватно воспринимал сам себя, свою сексидентичность, несмотря на воспитание, мнение света и религиозность, и был достаточно  жизнелюбивым человеком.

С  1885 Чайковский проживает в Майданове под Клином, затем в 1888 он  перебрался в соседнее Фроловское, и незадолго до смерти наконец приобрел собственный дом на окраине Клина. Он всегда проводил много времени за границей, подолгу жил в поместьях своих родных (особенно в украинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского – Александры) и друзей. Кстати, именно в этот период происходит его влюбленность в тринадцатилетнего племянника Владимира Давыдова, переросшая в страстную дружбу-любовь. Он сходит с ума от очарования этого мальчика, пишет ему любовные письма, заботится  о нем, берет с собою в Виши, предостерегает от общения с Апухтиным. В этот период появляются  многие  произведения: три оперы – Орлеанская дева, Мазепа и Чародейка, скрипичный концерт ре мажор (1878), Второй фортепианный концерт соль мажор (1880), торжественная увертюра 1812 год (1881), трио Памяти великого художника (1882), посвященное Н.Г.Рубинштейну, три оркестровые сюиты (1879, 1883 и 1884), симфония Манфред по поэме Байрона (1885). С 1888 года Чайковский   начал сам дирижировать своими произведениями в Петербурге и Москве, совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Год спустя состоялась вторая зарубежная концертная поездка Чайковского. В промежутке были сочинены Пятая симфония ми минор (1888), увертюра-фантазия Гамлет (1888) и практически завершен балет Спящая красавица, в 1890 появилась  опера  Пиковая дама.

Весной 1891 Чайковский совершил  поездку в Соединенные Штаты, где выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии, причем обнаружил, что в Америке он известен гораздо больше, чем в Европе. Вернувшись в Россию, он посвятил летние месяцы сочинению баллады для голоса с оркестром Воевода, одноактной оперы Иоланта и балета Щелкунчик.   Огорченный более, чем скромным успехом новых постановок, композитор   прервал работу над почти законченной Шестой симфонией ми бемоль мажор. Три части из этой симфонии   были превращены автором в Третий фортепианный концерт. В 1893 Чайковский начал работу над еще одной Шестой симфонией си минор. Сочинение было прервано поездкой в Англию, куда Чайковский отправился для получения присужденной ему степени почетного доктора музыки в Кембриджском университете. Буквально накануне премьеры композитор дал симфонии подзаголовок Патетическая. Эта симфония посвящена любимому человеку – юному племяннику В. Давыдову.  Ему же  Петр Ильич завещал авторские права на некоторые произведения. Через пять дней Чайковский заболел холерой, которой, как считали, он заразился, выпив стакан сырой воды. Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893. Однако существовала версия, что Чайковский   покончил с собой по приговору суда чести бывших его соучеников за якобы совершенное им совращение несовершеннолетнего отпрыска очень знатного рода. Но все исследователи сошлись во мнении, что сия романтическая версия абсолютно беспочвенна.

  Недавно вышел еще один труд, аж на 700 страниц, где англичанин Холден тщательно исследовал ориентацию композитора. Холден изучал биографию Петра Ильича в течение нескольких лет, посещая  Москву, Санкт-Петербург, Клин, где знакомился с личным архивом композитора, который и сегодня полностью закрыт от посторонних   и практически недоступен даже  сотрудникам Музея Чайковского. В работе автор ссылается и на  специальные исследования, посвященным сексуальной ориентации Чайковского, вышедшие на Западе, например, к книге Познанского "Самоубийство Чайковского",  писавшего о загадочной  смерти композитора – стакан сырой воды, выпитой им во время эпидемии холеры, или   выстрел явились причиной смерти?   Энтони Холден также придерживается версии, что композитор сознательно выпил воду с целью самоубийства,  по приказу бывших товарищей из Училища правоведения,  как запятнавший мундир из-за открывшейся порочной связи с сыном высокопоставленной особы. (Все вспомнили скандальный процесс по делу писателя Оскара Уайльда, также пострадавшего и отсидевшего за гомосексуальную связь с несовершеннолетним).

 Воздействие творчества Чайковского на следующее поколение русских музыкантов было очень значительным. С.В. Рахманинов, А.С. Аренский, А.К. Глазунов и С.И. Танеев могут быть названы прямыми последователями Чайковского; его влияние явственно обозначено и в творчестве столь разных композиторов, как Н.Я. Мясковский и И.Ф. Стравинский. В  советский период симфонизм Чайковского официально трактовался как образец, которому должны следовать современные композиторы. За пределами России Чайковский тоже очень популярен.

 

[Древний мир] [Средние века] [Новое время] [Ахматова] [Байрон] [Гиппиус] [Парнок] [Цветаева] [Чайковский] [Новейшее время] [Истории] [буКВарь] [БСЭ]


Hosted by uCoz
SpyLOG